Последствия присоединения Талышского ханства к России в современной жизни талышского народа

И искажение исторических фактов, как основной метод азербайджанской научной элиты в пропаганде националистической идеологии

После крушения Сасанидской державы предки талышей наряду с другими народами Передней Азии вели многовековую борьбу за восстановление иранской государственной традиции. Эта борьба в конечном итоге привела к созданию Сефевидского государства. Но после падения династии Сефевидов Иран оказался раздробленным. Отдельные регионы стали вести самостоятельную политику. Одним из таких оказалось Талышское ханство. По существу это ханство было единственным национальным государственным образованием среди других ханств, образовавшихся на территории Азербайджана и Арана после падения Сефевидов. К тому же на территории Арана не было единого этноса. Абсолютное большинство населения было ираноязычным, а тюркоязычное население этой страны, а также Азербайджана не имело единого национально-этнического названия. Только во времена советского правления под термином “азербайджанец” стала подразумеваться отдельная нация, включавшая в себя наряду с тюркоязычными племенами и ираноязычные народы данного ареала и представителей народов Кавказа. Здесь следует отметить, что в настоящее время в составе азербайджанской нации элита аварцев, лезгин и талышей осознаёт свою самоидентификацию, помнит свое историческое прошлое и понимает сущность дискриминационной национальной политики, которая проводится в Азербайджанской Республике.

По условиям Георгиевского трактата Талышское ханство приняло российский протекторат. Гюлистанский мирный договор (1813) закрепил это положение. Во время второй русско-персидской войны талышский народ во главе с Мир Гасан ханом, нанеся поражение российским войскам, фактически восстановил свою независимость. Но после поражения Ирана, Каджариты предпочли подтвердить условия Гюлистанского договора, касающиеся Талышского ханства, нежели признать независимость талышского народа.

После вхождения в состав Российской империи, талыши оказались под давлением политики насильственной ассимиляции. В подтверждение этого можно привести результат переписи населения империи 1904 года. Тогда жители большей части талышеязычных населенных пунктов региона были переписаны как “татары шиитского толка”. Было бы научно полезно и интересно проследить динамику других переписей населения Империи, отражающие этнический состав Талышского края, статистические данные, которые давно уже рассекречены.

Такая практика продолжалась и во время Советского Союза. Несмотря на провозглашение лозунга о равноправии каждого этноса, населяющего СССР, против талышей политика этнической дискриминации продолжалась. Со второй половины 50-х годов талышский народ официально был объявлен “слившимся с азербайджанцами” (быв. “закавказскими татарами”). После провозглашения в результате перестройки демократических свобод в Талышестане началось национальное движение. Кульминацией этого движения стало провозглашение ТМАР (Талыш-Муганской Автономной Республики, 1993). После полуторавекового бесправия талышский народ восстановил своё право на самоуправление. Но верховная власть Азербайджанской Республики силой свергнув ТМАР, фактически захватила территории Талыша. И до сих пор АР властвует здесь, не имея на это никакой легитимности и юридического права. И чтобы как-то решить этот казус, это государство напрочь отрицает существование 1,5-миллионного талышского народа! Нет народа – нет проблем. Официально в АР название региона запрещено, Талышский край – это “Южный регион”, а население – азербайджанские тюрки. Хотя иногда упоминается “конечно, там разрозненно живет маленькая этническая группа численностью в 70 тыс. человек, предками которых были выходцы из Ирана”. Вот такой бред выдаётся как официоз национальной политики в отношении талышского народа. По определению, само игнорирование существования народа уже есть преднамеренная подготовка к его уничтожению.

По условиям Георгиевского трактата Талышское ханство добровольно приняло подданство России. И это положение было подтверждено Гюлистанским и Туркеменчайским (1828) мирными договорами. Значит территория проживания талышского народа была включена не в состав АР, а в состав России. Соответственно, после распада Российской империи, талышский народ, заявив о своем неотъемлемом праве, объявил Муганскую Советскую Республику в 1919 году, которая была свергнута турецкими оккупационными войсками. После распада СССР талышское национальное самоуправляющееся гособразование – ТМАР в очередной раз было свергнуто пантюркистами Азербайджана. По справедливости Россия и Иран, как договорившиеся стороны и правопреемницы договоров 1813 и 1828 годов, могли бы и были обязаны по пунктам договоров, выступить международными гарантами талышского суверенитета. Однако, если в России инерция распада СССР еще давала о себе знать, поэтому ей было не до суверенитета талышей, то в благополучном Иране среди политической элиты преобладали другие, в дальнейшем оказавшиеся ложными, приоритеты. Фактически, талышский народ был лишен международной поддержки, по известным причинам был оставлен один на один с другим этносом, имевшим государственную машину и проводящим тотальную насильственную ассимиляцию других этносов страны.

После свержения ТМАР власть АР планомерно и методично стала разрушать экономику Талыша. Еще в сводках Российского ведомства за 1830 год относительно экономики Талыша были следующие сообщения: “Талыши занимаются хлебопашеством, скотоводством, разведением фруктовых и виноградных садов, сеянием хлопчатой бумаги (хлопка), шелководством, рыболовством, а также кузнечным, гончарным, плотническим, портным, чеботарным и другими мастерствами, такнием махровых и гладких ковров и валянием шерстяных войлоков”. Здесь нужно отметить, что столько отраслей хозяйствования на небольшой территории не существовало не только в Закавказье, но даже в Европе. В составе России и Советского Союза Талышский регион по экономическому развитию всегда был на передовых рубежах. После приобретения независимости Азербайджана экономика этого края была разрушена, были прекращены подачи газа и электричества. Чаеводство, которое было создано во-времена Советского Союза огромным трудом наших отцов и дедов, было доведено до уровня мировых стандартов по прямому указанию сверху было полностью уничтожено. В результате люди были лишены всех средств к существованию. Большая часть населения вынуждена была в поисках заработка и обеспечения физического существования своих семей покинуть родные места и эмигрировать, в основном, в Россию.

Таким образом, режим АР практически поставил талышский народ на грань физического вымирания, испытывая его лишением насущного хлеба, дабы окончательно подавить его растущее национальное самосознание.

Политика выдавливания талышей из своих исторических земель сопровождается ползучей экспансией тюркоязычных масс в эти места. При поддержке властей в Талышский край переселяются на постоянное проживание азербайджанские тюрки. Такая политика называется этноцидом и является грубым нарушением Международной Конвенции по правам нацменьшинств и коренных народов.

Наш народ, чтобы выразить свой протест против такой политики лишен всех политических прав и свобод. Демократические права и свободы, объявленные властями, на деле являются обыкновенным лукавством. Талышские общественные организации, созданные в начале 90-х годов прошлого века, были разгромлены. После такой расправы и создания полицейского режима, стало легче навязывать общественности концепцию пантюркизма.

В свете вышесказанного странным выглядело условие Совет Европы для принятия АР в свой состав, обязывающее это государство “принять закон о национальных меньшинствах в течение трёх лет”.

На деле власть этой республики не только не приняла решения по этому вопросу, но даже объявила один лишь азербайджанский язык государственным. На фоне бесправного положения других языков народов Азербайджана, такое решение оказалось не только насмешкой над решением Совета Европы, но и было откровенным издевательством над другими этносами республики.

Политику насильственной ассимиляции, проводимую во времена Российской империи и Советского Союза ещё более яростно и цинично стали проводить правители независимого Азербайджана. Взяв на вооружение идеи оголтелого пантюркизма, они стали на путь неприкрытой ксенофобии на уровне государства. Стали фальсифицировать историю народов страны. Фальшь, демагогия, открытая подтасовка исторических сведений стали нормой поведения научной и политической элиты АР. Обратимся к некоторым фактам, наглядно характеризующие их нравы:

– Учёный-филолог совершает нападки на Иран, обвиняя его в том, что там считая Низами Гяджеви персидским поэтом, проводят “культурную диверсию”. Видимо этому горе-учёному до сих пор неведомо, что вся мировая общественность считает Низами персидским поэтом, не написавшим за всю свою жизнь на азербайджанском, писавшем только на персидском языке, соответственно эти произведения являются образцами персидской литературы.

– В аудиториях ВУЗ-ов весьма серьёзно обсуждается тема о шумерском происхождении тюркского этноса. Научная (на самом деле – антинаучная) аргументация этой теории зиждется на утверждении агглютинативности шумерского языка и на нескольких словах, схожих со словами из языков тюркской группы. (Кстати, такую аналогию, при сильном желании, можно провести и с другими, например, иранскими языками (“каб”- левый, “ду” – строить, “сум” – чеснок, “кур” – гора, “а” – вода и т.д.). Им глубоко наплевать на достижения современной науки в области шумерологии и сравнительной лингвистики. Весьма разумно, что случайная идентичность слов в разных языках никак не может иметь доказательную силу. Поскольку в течение многих веков (а в случае с шумерским языком в течение почти 5-и тысячелетий!) слова изменяются до неузнаваемости и неоднократно могут менять смысл. Несмотря на это, в Академии Наук Азербайджана функционирует отдел шумерологии. Многие годы учёные мужи ломают голову над слишком очевидными фактами, которые объективные учёные никогда всерьёз не воспринимают.

– Священная книга огнепоклонников “Авеста” по их мнению, якобы написана на тюркском языке, впоследствии переведена, таким образом является памятником тюркской культуры. Конечно, Азербайджан, как историческую область, условно можно считать родиной Заратуштры, соответственно и родиной “Авесты”, но бесспорно, что эта книга – историческое и культурное достижение иранских народов и является памятником Иранской цивилизации. А оспаривание этого есть не что иное, как “бред сивой кобылы”.

– Недавно на одной из телепередач, которую транслировал малоизвестный телеканал на азербайджанском языке, ученый из Ирана подверг сомнению клинописный документ Куруша, основателя династии Ахеменидов, подарившего свободу невольников Вавилонии. Акт объявления свободы сохранился и дошёл до наших дней и справедливо считается первым официальным, письменным документом в истории человечества, который провозглашал права человека.

Каждый гражданин любой страны независимо от своего расового и этнического происхождения должен гордиться историческими достижениями своей Родины. В этом выражается его любовь к своей Отчизне. Если человек не любит свою Родину, как говорит поэт, “у него совести нет” (А.Саххат). А совесть и есть та невидимая нить, которая связывает человека с Богом. Нет совести – значит, нет любви к Богу.

Так, этот горе-учёный из Баку, оспаривая принадлежность вышеуказанного документа царю царей Курошу, приводит в свидетели Аристотеля. По его словам, якобы Аристотель, будучи современником Куроша в своём трактате “Политика” назвал царя тираном. Следовательно, тиран не может дарить людям свободу. Чтобы развеять эту чушь, надо просто взглянуть на высказывание Аристотеля, который вовсе не являлся современником Куроша, а жил на два столетия позже. В своем труде “Политика” он дважды обращается к личности Куроша и как раз подтверждает это общеизвестное историческое событие. Он пишет:” Кир (Курош)… освободил от ига…” и Кир выступил против Астиага, относясь с презрением к его образу жизни…” поскольку “Астиаг погряз в роскоши…”

Зачем надо было этому человеку, вращающемуся в научной орбите, оклеветать эти исторических личностей? Да потому, что ему, и тем силам, которые управляют им и ему подобными, надо путём оболванивания простых людей сеять рознь, мутить воду, и таким образом добиться своих гнусных целей. Как говорил главный идеолог Третьего рейха: “Чем наглее ложь, тем больше вероятности, что ей поверят”. Вот такой метод идеологической борьбы широко используется в АР.

По существу эта страна в данное время превратилась в главный плацдарм распространения пантюркизма. Но уязвимое место этой националистической заразы заключается в том, что она основывается на демагогии, обмане и манипуляциях. Поэтому изобличить её легко. Но, поскольку эта тенденция управляется из закордонных центров и упирается на большую материальную поддержку, людям придётся ещё долго слушать подобную ахинею. По этой причине нам предстоит систематически заниматься развеиванием этих мифов и доводить истину до простого народа.

Переименование и искажение топонимов в АР является обычным делом и имеет государственный характер. И симптоматично, что на это иногда идут указания из самого верхнего эшелона власти. Но чтобы переименовывать хоронимы?! На такую “научную доблесть” решилась сама Национальная Академия Наук Азербайджанской Республики! Несколько лет тому назад с успехом защищена т.н. диссертация Ирады Мамедовой, “изобличающая” происки Российской империи, которая якобы с целью раскола азербайджанцев (в 1838 году!), назвала “Ленкоранское ханство” Талышским. Этот “шедевр” научной элиты страны был принят с великим воодушевлением и впредь историческое Талышское ханство обязано будет называться не иначе, как Ленкоранским. А как насчёт огромного существования исторических документов и источников тех времён (т.е. времён существования Талышского ханства), в которых чёрным по белому это государственное образование называется собственным именем – Талышское ханство? Они же априори не могут быть связаны с политикой русского царизма?!

Эти документы для азербайджанских историков просто не существуют. Они в упор не видят их и видеть отказываются. Им нужно выполнить политический заказ и получить свою мзду. Семью-то кормить надо! После такой спекуляции автор еще имела совесть выпустить книгу под названием “Ленкоранское ханство во времена первой русско-иранской войны” (на азерб.языке). Это похоже на то, как если бы назвать битву под Сталинградом “Волгоградской битвой”, или блокаду Ленинграда – “блокадой Санкт-Петербурга”.

Спекуляции и подтасовки очевидных фактов присущи всем азербайджанским апологетам пантюркизма. Эта откровенно антинаучная идеология возникла в последние десятилетия XIX века с подачи сионистских кругов с целью разрушения Османской империи. Создание еврейского государства в Палестине без развала этой империи не было бы возможным. Культивирование национализма с дальнейшим его с распространением среди кругов других тюркоязычных народов Российской империи служило намерениям сионистов. Сейчас совершенно определённо можно сказать, что пантюркизм своим остриём направлен:

а) против государственной целостности Российской Федерации;
б) против государственности Ирана;
в) против Иранской цивилизации в целом;

Но эта тема далека от темы нашего разговора, поэтому мы не будем подробно останавливаться на ней.

Искажение правописания исторических названий с дальнейшим истолкованием их в нужных пантюркистам значениях – излюбленный способ националистов. Как известно, среди Орхоно-Енисейских петроглифических памятников есть надгробная надпись Кюльтигина (“смуглый” – гарабугдайы” -азерб.). В азербайджанской же литературе его называют Гюльтакином (“подобный цветку” – азерб., от “гюль” – перс. и “такин” – как, тюрк.). После такой манипуляции этимология слова “голь” (“гюль” -тюрк. произношение персидского слова “цветок”) приписывают тюркскому языку и… начинается гадание на кофейной гуще.

Или проследим за изменением правописания названия города Баку. В тюркских источниках оно пишется как “Бакю”. Примерно в начале ХХ века в азербайджанских источниках оно превращается в “Баки”. А со второй половины прошлого века уже пишется как “Бакы”. В итоге, опираясь именно на последний, искаженный вариант, значение этого топонима начинают истолковывать как древнетюркское слово “бакты” (пейзаж, вид) или “бакы” (подаётся как др.тюркское племя).

В современной азербайджанской научной среде культивируется тенденция развития, которая в конечном итоге, по их расчётам, должна привести к превращению азербайджанского в говор турецкого, а потом и к полному его исчезновению. Общеизвестно, что азербайджанский язык по всем параметрам (по фонетике, по лексике, по идиоматическим особенностям и синтаксису) отличается от турецкого. И чтобы размыть эти различия, искусственно проводится процесс “очищения”, то есть замена лексических единиц исконно азербайджанского языка на турецкие.

Азербайджанский язык и азербайджанская литература формировались в течение нескольких столетий и являются историческим достижением всех народностей Азербайджана и Арана. В формирование и обогащение этого языка внесли свой весомый вклад не только тюркоязычные племена, но и таты, и талыши, и курды, и лезгины, и аварцы, и удины и др. народы. Игнорирование этого исторического факта и превращение азербайджанского языка в говор турецкого является актом измены и предательства по отношению к единству всего полиэтнического азербайджанского народа.

Проще говоря, сколько ни крути, но азербайджанская литература относится к иранской цивилизации. Азербайджанцы – носители Иранской культуры. Оспаривать этот слишком очевидный факт невозможно. Наш народ относится к европеоидной расе и его от азиатского мира и монголоидной расы разделяют очень многие факторы и особенности. И поэтому прохиндеям вряд ли удастся протащить нас к пути, который ведёт в никуда – к разобщённости и распаду.

Захираддина ИБРАГИМИ,
ТалышИнфо

Advertisements

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

Google foto

Google hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

%s qoşulma