Талышское движение в ХХ веке: Первый этап

ХХ век занимает свое особое место в истории человечества. В течение ста лет, с одной стороны, было сделано очень много научных открытий – люди, в частности, научились использовать  энергию ядра. А с другой стороны, это — век многочисленных войн, в ходе которых было немыслимое количество жертв. Только в ходе двух мировых войн погибли 50 млн. человек!

Знаменателен 20 век и тем, что мир стал свидетелем  важного процесса  – возникновения национально-освободительной борьбы порабощенных народов и образование их независимых государств. Многие в мире думали, что образование национальных государств завершилось в XIX веке. Но в ХХ веке история снова доказала, насколько могут ошибаться ученые в своих догадках и прогнозах!   ХХ век стал периодом возникновения многих национальных государств.

Неслучайно,  наш талышский народ именно в ХХ веке не остался вне этих процессов — наши предки также встали на путь национально-освободительной борьбы. Сегодня я расскажу вам о первом этапе данной борьбы в ХХ веке.

В начале ХХ века были уничтожены четыре крыпных империи – Романовых в России, Габсбургов в Германии, Гогенцоллеров в Австрии-Венгрии и Оттоманский султанат. Известно, что распад всех этих империй произошел практически по единому сценарию, разработанному в одном и том же мировом центре.  Без их материальной и финансовой поддержки вряд ли был возможно столь сложный процесс. Авторы того сценария, разумеется, понимали, что в результате реализации их планов сотни народов выступят на историческую арену и  это даст им возможность ловить рыбу в мутной воде. То есть, их нисколько не интересовала судьба самих народов. В итоге, это было новый мировой потоп, в ходе которого каждый народ сам должен был определить, что и как ему сделать, чтобы уцелеть, определить свою дальнейшую судьбу!

Сегодня мы  можем гордиться тем, что наш народ был одним из тех, кто первым поднял знамя свободы, начал бороться за свободу и независимость! После распада царской России огонь национально-освободительной борьбы распространился по всему Талышистану, что  привело к провозглашению Муганской Советской республики в 1919 году в Ланконе — в столице нашей родины Талышистана!

Мои дорогие! Думаю, вы хорошо знаете историю Муганской Советской республики  и связанных с ней процессов и событий. Поэтому я не буду рассказать вам об истории нашей первой республики в ХХ веке. Моя цель – дать политологический анализ всех тех событий и, тем самым, прояснить некоторые вопросы для вас.

Вначале расскажу об историческом значении Муганской Советской республики.

Несмотря на то, что она просуществовала всего три месяца, самым важным результатом ее стало то, что она разбудила наш народ после многовекового сна, серьезно повлияла на поднятие уровня самосознания и самопознания нашего народа! Если быть еще более конкретным, Муганская Советская республика положила начало Талышскому Национальномуо движению в ХХ веке, общенародной борьбе за восстановление талышской государственности и образованию независимого Талышистана. Она напомнила всем талышам о том, что они являются потомками древней Мидии и Атропатены, многочисленных талышских государств, существовавших в средние века, и Талышского ханства, которое было образовано еще в XIII веке и просуществовало до присоединения его к Российской империи в начале XIX века. Она доказала всем талышам, что если они хотят быть достойным памяти своих отцов и дедов, то они обязаны подняться  борьбу за свою независимость и свободу! Она доказала, что эта борьба является вопросом жизни и смерти для нашего народа, и если наш народ не восстановит свое  независимое государство, то он будет уничтожен — и следа от него не останется: талыши вечно будут жить под чужим гнетом, будут ассимилированы, потеряют свой язык, свою культуру, свои обычая и традиции, свою идентичность, одним словом — просто вымрут! Именно Муганская Советская республика доказала, что талышский народ еще не вымер, не потерял свою историческую память, помнит свою многотысячелетнюю историю, то, что он является создателем великой цивилизации. Одним словом, то, что талыши еще не забыли свою талышкость! В этом смысле, эта республика продемонстрировала всему  миру, что наш народ обязательно достигнет своей цели, создаст свое независимое государство и свободно будет жить у себя на исторической Родине! Это было возникновение нового движения, Талышского Национального Движения!

Все это нашло свое отражение в целях и задачах борьбы того времени.

Думаю, было бы уместным рассказать вам еще об одном. Вы можете спросить меня, почему мы именно сейчас еще раз возвращаемся к этому вопросу?

Мои дорогие! Дело в том, что мы всегда говорим и будем говорить постоянно, что вопрос о том, достигнет или нет своей цели любое народное движение зависит от того, насколько точно определена его основная цель! Известно и то, что не каждый член движения может и должен заниматься определением главной цели движения. Это – задача руководителей данного движения, его идеологов. Именно последние должны определить главную цель этого движения,  решить, куда и каким путем должен идти народ. Именно идеологи  должны указать народу, за что им предстоит бороться, какие рубежи должны быть покорены им. Народ  или хотя бы  подавляющее большинство должны знать, какая  цель стоит перед движением. Народ  должен принять эту цель, поверить в ее правильность. Только тогда борьба может завершиться победой! По-другому народ просто будет обречен на поражение!

А с другой стороны, еще одно значение правильной постановки основной цели борьбы состоит и в  определении задач,  стоящих перед каждым этапом борьбы, а также средств и методов этой борьбы.

Наша нынешняя борьба показывает, что и сегодня среди членов нашего движения еще имеются такие “лидеры” и “идеологи”, которые до сих пор никак не могут определить для себя главную цель нашей борьбы. Некоторые из них колеблятся и в итоге вносят раздор в ряды  членов движения, в первую очередь — в ряды  молодежи, сознательно или по незнанию предмета борьбы вносят путаницу, мешают талышам объединиться вокруг единой цели, которая и есть идея независимости Талышистана! Они до сих пор не могут признать, что главной целью нашей борьбы является освобождение нашего народа от ига песвдогосударства Азербайджан и провозглашение независимого талышского государства.

Говоря обо всем это я бы не хотела, чтобы вы пассивно слушали. Нет! Мы хотим, чтобы вы внимательно подумали над сказанным мною с экрана нашего телевидения, чтобы вы и сами обсудили эту тему, в том числе и в социальных сетях. Я более чем уверена в том, что это принесет пользу нашей борьбе!

Выше я уже рассказала о том, что главной задачей нашей национально-освободительной борьбы, возникшей сразу после распада царской России, было восстановление нашей государственности и провозглашение независимости Талышистана. Но в советские годы некоторые историки, в полном соответствии с духом времени, всячески пытались доказать, что якобы главными строителями данной республики были русские, проживающие в Мугани. И цель их была в  отрыве Талышистана от  мусаватистского Азербайджана  и схохранении его в составе России. Нет никаких сомнений, что тем самым эти “ученые” отрицали факт возникновения национально-освободительной борьбы талышского народа, стараясь скрыть от мира истину!

Конечно, мы вовсе не отрицаем, что русские тогда активно участвовали в создании Муганской Советской республики. Их обращение за помощью к Советской России тоже, естественно, было. Но как можно было всерьез говорить о присоединении Талышистана к Советской России, если между ними не было общей границы? Получается, даже географически такая задача была невыполнима! В этом смысле, их обращение к России было, скорее, обычной политической акцией. Во-вторых, мы должны учесть, что тогда положение России  было далеко не благоприятным. Тогда в России шла гражданская война, и страна воевала одновременно с войсками Антанты. Вот почему нельзя всерьез воспринимать вопрос о присоединение Талышистана к тогдашней России.

Истина заключается в том, что целью   движения было создание независимого Талышистана! Населявшие Талышистан русские, как граждане,  тоже имели право бороться за независимость от тогдашнего Азербайджана! Именно так и происходило! Это свидетельствует и о том, что Талышское Национальное движение с момента своего зарождения было интернациональным движением за освобождение не только талышей, но и всех остальных жителей этого края, включая и тюркоязычных, переселивших на наши земли незадолго до этого. Неслучайно же тюрки тоже участвовали в создании нашей республики!

Ведь и сегодня псевдогосударство Азербайджан держит под гнетом не только талышей в Талышистане, но и их тюркоговорящих соседей! Название этой респубоики – Муганская Советская республика также свидетельствует об этом!    В этом плане, цели и задачи только что возникшего Талышского национально-освободительного движения обуславливали его основные движущие силы.

Выше я уже говорила о том, что основные участники движения были русские, еще и в силу того, что они были более образованными по сравнению с талышами. Тем не менее, это не говорит о том, что талышей там вовсе не было.

Фактом остается то, что эта борьба охватывала тогда и Горный и Низменный Талышистан, и Мугань!  Ленкоранцы Ширали Ахундов, Ага Мамедов, Али Мамедов, Баламамед Абдулла-оглы были в руководстве новой республики. Кроме них, в Масалоне, Осторе, Варгадизе, в населенных пунктах Ланкона и Лика народ повсеместно поднялся на борьбу! Без такого массового участия народа вряд ли республика в течение трех месяцев смогла бы осуществить в широком  масштабе мероприятия социально-экономического и политического характера! Без поддержки народа вряд ли молодая республика могла бы бороться одновременно против войск генерала Деникина и мусаватистского правительства!

Мои дорогие! Муганская Советская республика просуществовала всего три месяца. Но никто не сможет стереть из памяти следов борьбы, оставленных ею как в истории нашего народа, так и в истории Азербайджанской Республики! Если бы не Муганская Советская республика, то в первые же годы  азербайджанские власти приступили бы к уничтожению нашего народа! Если бы не эта республика, то правительство советского Азербайджана не стало бы создавать школы на талышском языке в первые годы советской власти. Они хорошо осознавали, что талыши в любой момент могут подняться на  борьбу за независимость!

Еще одним значением данной республики стало то, что талышский народ сохранился как отдельный этнос, получил возможность учиться на своем родном языке, стало быть сохранил свой язык! Газеты и журнали издавались на талышском языке до середины 30-х годов прошлого века. Все это произошло благодаря Муганской Советской республики!

Еще одним значительным итогом нашей республики стало то, что пушечные залпы в центре Ланкона разбудили и вдохновили Зульфигара Ахмедзода и его многочисленных единомышленников на новый этап борьбы за освобождение талышского народа. Речь идет о втором этапе в развитии Талышского Национального движения, о котором мы поговорим с вами в следующей передаче. Назвали мы этот этап “Просвещением”.

Таким образом, без Муганской Советской республики не было бы нашей нынешней борьбы за независимость! Вот почему мы обязаны внимательно изучить опыт той республики, чтобы не повторять ошибки наших предков!

Оставайтесь с Богом!

Лейла Додо

Источник: https://www.youtube.com/watch?time_continue=2980&v=nTXRJ41Gdbg

Advertisements

Bir cavab yazın

Sistemə daxil olmaq üçün məlumatlarınızı daxil edin və ya ikonlardan birinə tıklayın:

WordPress.com Loqosu

WordPress.com hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

Google foto

Google hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

Twitter rəsmi

Twitter hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

Facebook fotosu

Facebook hesabınızdan istifadə edərək şərh edirsinz. Çıxış /  Dəyişdir )

%s qoşulma